ГИМС информирует. Судоводителю необходимо знать!
Немного времени осталось до открытия навигации для маломерных судов. В связи с этим хочется довести еще раз до судоводителей о том, что соблюдение безопасности на водных объектах как всегда ставится превыше всего.
В целях безопасного плавания, маломерные суда должны быть оборудованы осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями и средствами звуковой сигнализации. Гребные лодки и моторные лодки с подвесными моторами мощность менее 22,1 кВт (30 л.с) не подлежат обязательному оборудованию осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями. В темное время суток разрешается эксплуатация маломерных судов только при включенных осветительных приборах и отличительных ходовых огнях.
Запрещается эксплуатация маломерных судов, имеющих следующие неисправности:
а) наличие свищей, пробоин набора и обшивки корпуса (независимо от местонахождения);
б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна гермоотсеков и воздушных ящиков;
в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала;
г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;
д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;
ж) наличие вибрации двигателя, подвесного мотора, превышающей допустимые эксплуатационной документацией значения;
з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором.
С целью обеспечения безопасности плавания маломерного судна перед его началом необходимо убедиться в том что:
а) судно, двигатель, аккумуляторная батарея, трюмная помпа, судовые устройства и оборудование, навигационные огни находятся в рабочем состоянии;
б) в топливном баке достаточно топлива;
в) спасательные жилеты и другое спасательное оборудование размещены на борту по числу людей на борту;
г) якорь и швартовные тросы закреплены на борту;
д) заглушки (сливные пробки) корпуса и водонепроницаемых отсеков надежно закрыты, крышки клапанов надувных отсеков также закрыты;
е) все пассажиры ознакомлены с правилами поведения на маломерном судне и разместились на борту маломерного судна на штатных местах;
Эксплуатация двигателей запрещается в случаях, если:
а) рабочие параметры двигателей выходят за предельные значения, установленные руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
б) имеются трещины и свищи в цилиндровых втулках и крышках, в деталях движения, нагнетательных трубопроводах форсунок, масляных трубопроводах, деталях пускового устройства и устройства распределения воздуха;
в) зазоры и износы в цилиндропоршневой группе и других деталях превышают предельные нормы, установленные руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
г) неисправны системы (топливная, смазки, пускового воздуха) или технические средства вспомогательного назначения и оборудование, обслуживающие двигатели (насосы, охладители, подогреватели, воздушные компрессоры);
д) неисправны пусковое, реверсивное или валоповоротное устройства;
е) неисправны регуляторы.
Также запрещается эксплуатация маломерного судна при неисправности якорного устройства.
Еще раз напоминаем судовладельцам маломерных плавсредств о том, что основным критерием непотопляемости беспалубных маломерных судов является наличие исправных гермоотсеков и воздушных ящиков. Для этого необходимо восстановить гермоотсеки, заполнив их пенопластом.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза « О безопасности маломерных судов», вступившим в действие с 1 февраля 2014 года, все беспалубные маломерные суда должны обладать непотопляемостью, в залитой водой состоянии, при полной спецификационной нагрузке.
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
Вот основной перечень требований, на который будут обращать внимание надзирающие органы за обеспечением порядка и безопасности нахождения людей на водных объектах:
- самоходные маломерные суда с подвесными лодочными моторами мощностью 22,1 кВт и более должны быть оборудованы рулевым дистанционным управлением в соответствии с требованиями проектанта (строителя);
- на всех маломерных судах должны предусматриваться швартовые устройства, обеспечивающие их надежное закрепление у причальных сооружений или бортов других судов и возможность надежного крепления буксирного каната (троса).
- все маломерные суда должны иметь устройства, обеспечивающие безопасную буксировку этих судов другим судном при ветре и волнении в разрешенном для этого судна районе плавания;
- все маломерные суда, используемые в морских районах 0 - IV категорий сложности районов плавания, должны иметь средства связи, обеспечивающие передачу и прием информации по безопасности на море, включая прогнозы погоды, волнения моря и ледовой обстановки, навигационные рекомендации по безопасному плаванию маломерного судна, штормовые предупреждения и оповещения;
- на всех маломерных судах, спроектированных на эксплуатацию на внутренних судоходных путях в условиях ограниченной видимости (менее 1000 метров) и в ночное время независимо от района их эксплуатации, должна быть установлена радиолокационная станция;
- все маломерные суда должны иметь спасательные и сигнальные средства в зависимости от категории маломерного судна:
Наименование спасательных и сигнальных средств | Категория сложности районов плавания | |
IV | III | |
Спасательный круг | при общем количестве людей до 8 человек – 2 шт., при общем количестве людей до 12 человек – 3 шт. | |
Плавучие якоря спасательных кругов | 1 штука на спасательном круге | |
Лини спасательных кругов | длиной не менее 20 метров – 1-2 шт. | |
Спасательные жилеты | по одному жилету на каждого человека на маломерном судне | |
Парашютные ракеты (белые) Парашютные ракеты (красные) | 0 3 | 4 6 |
Фальшфейеры (белые) фальшфейеры (красные) | 4 4 | 4 4 |
Дымовые сигналы плавучие(шашки) | 0 | 2 |
Действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на:
а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;
б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;
в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;
г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;
д) экспериментальные маломерные суда;
е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
ж) прогулочные подводные лодки;
з) маломерные суда массой до 100 кг включительно;
Возникает резонно вопрос, а какая комплектация должна быть на маломерном судне, не попадающем под действие технического регламента Таможенного союза?
Данные требования устанавливаются, прежде всего, в целях защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий приводящих к авариям и происшествиям с маломерными судами, а также учитывая требования нормативных актов и документов, в соответствии с:
- Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972(МППСС-72);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 129
«Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (ППВВП-2002).
- письмом Управления ГИМС России от 27.01.2011 №29/2-3-62 «Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности»,
1.Комплектация для маломерных судов подлежащих регистрации в органах ГИМС следующая:
Сигналы бедствия
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;
-ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;
Индивидуальные спасательные средства
- Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);
- Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 20 метров или спасательный круг;
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло);
- Один черпак с ведром или ручной насос;
Рекомендуемое дополнительное оборудование
- Звукосигнальное устройство;
- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- Ремонтный комплект;
- Одно сигнальное полотно (флаг - отмашка);
- Один электрический фонарь белого света;
- средства связи УКВ р/станция;
2.Комплектация для маломерных судов не подлежащих регистрации в органах ГИМС:
Сигналы бедствия
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;
- ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;
Индивидуальные спасательные средства
- Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);
Рекомендуемое дополнительное оборудование
- Звукосигнальное устройство;
- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- Один черпак с ведром
Помните, что Ваша безопасность и безопасность пассажиров находится в Ваших руках.
Единый телефон доверия МЧС России по ЧАО – 2-39-99, телефон спасения – 01 «Служба 01 МЧС России», с мобильного "112".