О безопасности плавания осенью
24 октября 2018
Первые долгосрочные прогнозы вселили оптимизм в любителей зимней рыбалки, которые уже начали доставать с полок и антресолей свой инвентарь и готовить его к сезону.
По крайней мере, навигация для маломерных судов пока не закрыта и там, где разрешено хождение и рыбалка под моторами, такие рыбаки не будут нарушителями. Несколько слов о том, что следует иметь в виду, отправляясь в подобное путешествие. К каким неожиданностям следует быть готовым.
- Подбор одежды.
Учитывая, что на улице температура около 0С, а у самой воды не намного теплее, одеваться стоит также, как и на обычную зимнюю рыбалку и даже несколько теплее. Особенно, если учесть, что при нахождении на льду, можно и побегать вокруг лунки, просверлить для согрева несколько лунок. В лодке, особенно небольшой, активно подвигаться весьма затруднительно. На льду все-таки воздух значительно суше, а над открытой водой постоянная 100% влажность и при малейшем понижении температуры выпадает роса или даже появляется обледенение. Поэтому, не забывая одеть спасжилет (который греет), а на теле формируем слои из термобелья, флиса и мембраны. Обязательно используйте утеплитель на котором будете сидеть. На ноги сапоги с хорошими, активно поглощающими влагу, вставками и термоноски. Ведь и ногами активно подвигать вряд ли получится. И, пожалуй, одна из самых важных деталей одежды, это перчатки, причем которые обеспечивают длительный комфорт руке в условиях холода и высокой влажности, не лишая при этом возможности выполнять работу даже с относительно мелкими предметами. Ну, а шапку желательно иметь с некоторым запасом по водостойкости и с возможностью плотно закрывать уши.
- Технические вопросы.
Как правило, оптимально настроенные импортные двигатели, отлично заводятся и при минусовых температурах. Единственный момент, это грамотная работа грушей, «подсосом», ну, и дать мотору чуть подольше прогреться, перед включением передачи и полного газа. Как правило, в процессе эксплуатации никаких проблем не возникает. Карбюратор небольших двигателей устроен так, что он немного прогревается при работе, чего не скажешь об отечественных двигателях.
На что стоит обратить особое внимание? На состояние гребного винта и его демпфера. Если придется идти, разбивая даже не толстый лед до 2 см, то изношенные «потроха» винта могут доставить массу проблем. То же самое может быть и с винтами, которые фиксируются на валу при помощи шпонки, правда, это все маломощные моторы. Но, отправляясь на экстремальную рыбалку, стоит набрать большой запас шпонок.
Если предстоит преодолевать довольно толстый лед, то имеет смысл, чтобы поберечь винт и немного изменить сопротивление корпуса, перевести мотор в мелководный режим и на малом газу проходить препятствие.
- А если с ночевкой?
Думаю, что многие содрогнуться, представив себе ночлег, практически на улице при минусовой температуре. Легко завести мотор получится, если он ночевал на транце лодки и был в вертикальном положении опущен в воду. Помпа находится в воде, вода из мотора почти вся ушла, поэтому, никаких пробок в системе охлаждения не будет. Правда, после запуска мотора, все равно стоит обратить внимание на циркуляцию системы охлаждения. А вот если мотор был снят с транца и оставлен на холоде! Как воду из него не сливай, все равно остатками крыльчатку в корпусе прихватит. Надо как –то выходить из положения.
Открытый огонь в данной ситуации может сильно повредить лакокрасочное покрытие, а вот благодаря нагреванию теплой водой, помпу согреть получится. Правда это потребует не мало проблем и усилий.
- ПВХ лодка и минус за окном.
Производители специализированных тканей из ПВХ определяют нижний порог, когда изделие может эксплуатироваться. То есть, при какой температуре, лодку еще можно спокойно приготовить к плаванию и после него, также спокойно свернуть, не переживая за состояние материала. Если же температура опустилась ниже обозначенных цифр, то возможны варианты с «заломами» материала. И никто уже не даст гарантии, процесс обратимый или это уже навсегда, или даже насквозь… Поэтому, отправляясь на подобную экстремальную рыбалку, такое свойство материала стоит иметь ввиду.
- Меры предосторожности.
1. Если лодка хранилась в тепле, а готовится к плаванию уже при минусовых температурах, это не страшно. При сборке материал не успевает замерзнуть и за 15-20 минут сбора с лодкой ничего не произойдет. А вот при возвращении, если минус не отпустил, уже возможны проблемы. Прежде всего, стоит иметь в виду следующее. Что при минусовых температурах несколько понижается эластичность ткани ПВХ и сложить лодку в такой же объем вряд ли получится. Самый простой путь в этой ситуации, лодку не собирать, а в надутом состоянии везти уже домой. И сборкой и упаковкой заниматься уже при плюсовых температурах. Для таких поездок, конечно, больше подходит прицеп, на котором путешествует накаченная лодка. Для пайольных конструкций это особенно актуально, что не придется искать киянку, чтобы освободить примерзшие стрингеры. Хотя и для владельцев лодок с надувным дном не всё так радужно. За счет многочисленных перегородок в днище, упаковка заметно увеличивается в объеме.
2. Взаимодействие ПВХ материала и льда. Некоторые уверяют, что ПВХ ткань и неармированный профиль, чистого льда не боятся. Однако необходимо взять за правило при подходе к берегу маневрируя – причаливать аккуратно и на кромку льда не наезжать. Если во льду что-то окажется твердое, а это может быть и кусок дерева и кем-то брошенное стекло, может сильно повредить баллон лодки или ее днище. Поэтому, если доведется пробиваться по льду, то сажайте на нос впередсмотрящего…
Плавание во льду – затея далеко не безопасная. Особенно в местах, где не очень часто появляется человек. Если, чуть- чуть, что называется, зевнуть и лед наберет толщину, то без серьезного корпуса его не взломать. Но в то же самое время, он не держит человека.
Государственная инспекция по маломерным судам напоминает о необходимости соблюдать требования эксплуатации ваших судов и настоятельно рекомендует судоводителям маломерных судов не выходить в плавание в условиях ледовой обстановки, чтобы исключить неоправданный риск. Если плавания все же не избежать, необходимо быть предельно осторожными и не подвергать свою жизнь и жизнь Ваших пассажиров опасности!
Напоминаем, телефоны службы спасения 01 или 112 (по сотовой связи).