О преградах транспорту
06 февраля 2019
Передвижение вне дорожного транспорта по зимним маршрутам является необходимым средством сообщения с удаленными населенными пунктами нашего района. В отдаленные села завозятся необходимые товары, продукты питания, осуществляется перевозка людей, а так же используется населением для выезда на охоту и рыбалку. В теплое время года участки тундры, по которым прокладываются зимние маршруты между национальными селами нашего района и в г.Анадырь, для передвижения транспорта практически не используются, так как местность представляет собой непроходимое бездорожье, состоящее из заболоченных участков суши, мягких почв и водоемов. Зимник — это временная дорога, на период, когда морозы превращают реки и болота в лед.
В Чукотском автономном округе обычно зимники начинают функционировать в ноябре – декабре, и движение на них продолжается вплоть до мая. Часть пути этих маршрутов проходит по замерзшим водоемам, а движение транспорта по участку водного объекта с ледовым покрытием делает маршрут крайне опасным, и несоблюдение требований безопасности может привести к неприятным и трагичным последствиям.
Помимо морозов, большую опасность представляют сами зимники, вернее, наледи, которые встречаются на них. Попав в такую наледь, можно потерять своего железного коня и, если вовремя не организовать спасательную операцию, транспорт будет стоять во льдах до самой весны, когда не начнётся ледостав и ее не унесет вместе с кусками льда. На зимний маршрут стараются выезжать группами, это дает больше гарантий, что все доберутся до места назначения живыми.
При переправах через лед реки или залива, а также при езде по зимним дорогам, проложенным по льду, необходимо придерживаться некоторых правил: -Если нет сведений о толщине льда и указаний дорожной службы о допустимой для проезда общей массе автотранспорта, необходимо, отступив от берега несколько метров, прорубить лунку и определить толщину льда.
-По уровню воды в лунке можно определить, лежит ли лед на воде или он зависает между берегом и водой.
-В местах перепадов, быстрин, порогов лед не образуется даже при сильных морозах или держится очень недолго и быстро размывается при повышении температуры, поэтому переправ вблизи таких мест следует избегать.
Если толщина льда близка к предельной для данной массы транспорта, необходима более тщательная разведка трассы для переправы. Необходимо по предполагаемому направлению движения сделать лунки через каждые 25 м и по меньшей толщине льда определить его грузоподъемность. Следует осмотреть место выезда на противоположной стороне реки. Движение должно осуществляться по намеченным при разведке ориентирам или вешкам, установленным в лунки. Перед въездом на лед на время переправы людей из автотранспорта следует высадить, а двери кабины открыть. Въезжать на лед следует
осторожно, двигаться плавно строго по разведанному направлению и без остановок. Дистанция между средствами передвижения должна быть 50—70 м.
-На реках, часто используемых в качестве зимних дорог, во второй половине зимы в результате увеличения толщины льда при низких температурах воздуха на перекатах сечение русла, пропускающего воду подо льдом, резко сокращается.
В результате повышенного давления воды в этих местах лед с грохотом лопается, в образовавшуюся трещину на поверхность льда устремляется вода, при этом образуются так называемые наледи (двойной лед). Вода, выступая на лед, растекается и замерзает. На вновь образовавшийся слой льда снова натекает вода. В результате образуется участок длиной 5—10 ширин реки со снегом и слоями льда, насыщенными водой, и трудно проходимый, а иногда непроходимый даже для внедорожного транспорта. Иногда после выхода воды на поверхность льда верхние слои ее замерзают, образуются два слоя льда, а между слоями течет вода, которая размывает нижний слой льда. При этом во льду между слоями образуются промоины и пустоты. Вождение через свежеобразовавшиеся наледи крайне осложняется густым туманом, который в морозное время стоит над таким участком. Отсутствие видимости создает опасность попадания в трещину наледи, ширина которой может быть довольно большой.
Когда наледь перестает «парить» в результате образования сплошной корки льда, она не становится менее опасной, так как верхний слой льда может быть непрочным и не выдержит массы автотранспорта.
На реках, для которых наледи характерны, движение одиночного транспорта очень опасно, а иногда связано с риском для жизни водителя и едущих с ним людей. Остановка техники из-за неисправности или застревания в наледи приводит к его быстрому вмерзанию в лед.
Учитывая изложенное, одиночным транспортом для движения по льду рек, имеющих наледи, отправляться не следует. Наледи по возможности следует объезжать берегом.
Соблюдение рекомендаций поможет вам, совершая дальнюю поездку, не попасть в экстремальную ситуацию.
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Чукотскому АО»
Анадырский ИУ /п.Беринговский/.